Будо карате
Так что же такое карате? Для некоторых это — способ развивать и поддерживать физическую силу и изучать эффективные методы самозащиты. Для других это — намного больше. Кёкусинкай карате — образ жизни, который превышает физические аспекты обучения. Кёкусинкай карате — это Будо карате.
Всю сущность Будо карате невозможно полностью описать лишь в нескольких строчках. Но, как бы там ни было, можно уловить его значение, изучая происхождение боевых искусств и их отношения с Восточной Философией, а также проанализировав сами слова «карате» и «budo».
Корни Кёкусинкай карате, как и большинства военных искусств, прослеживаются от персонажа, индийском принце и священнике-буддисте, который путешествовал к храму Шаолинь в Китае в начале шестого столетия. Там, он развивал Чен (или Дзен в Японии), или «Интуитивную» школу Махаяна Буддизма. Согласно философии Чен, просветление достигалось через медитацию, a не практикой ритуалов или изучением религиозных текстов. Согласно легенде, Бодхидхарма сидел лицом к стене в храме Шаолинь в течение девяти лет, пока он не достиг просветления. Другие легенды говорят о его медитации в пещере в течение девяти лет. Бодхидхарма также развивал военные искусства в физическом ее проявлении, который помогал поддерживать дисциплину размышлений. В течение следующих столетий, философия Чен получила распространение в Окинаве, а затем и в Японии, сопровождаемое понятием военных искусств. Через какое-то время, Дзен и военные искусства стали смешиваться друг с другом и глубоко укоренились в Японском обществе.
Слово карате получено из слов:
Кара — значение «Пустой», и
Te — значение «Рука».
«Кара» также означает — «Китаец», и первоначальное значение слова карате было " Рука Китайца " из-за его происхождения от Китайского Кемпо. Однако, Гичин Фунакоси (Gichin Funakoshi), мастер с острова Окинава, который принёс карате в Японию и развивал школу Сётокан (или Шотокан, Shotokan) карате (один из стилей, от которых произошёл Кёкусинкай), считал что «пустой» лучше описывает значение карате:
"Кара, в значении «пустой» — определённо более подходящий. С одной стороны, это символизирует очевидный факт, что это искусство самозащиты не требует никакого оружия (пустая рука), только босые ноги и пустые руки. Далее, цель студентов, изучающих карате, не только к совершенствованию выбранного ими искусства, но также к освобождению сердца от всех земных желаний и тщеславия. Читая священные писания Буддистов, мы наблюдаем такие утверждения как «Shiki soku ze ku» и «Ku soku zeshiki», которые буквально подразумевают «Вопрос недействителен (пустой)» и «Все — тщеславие». Знак (иероглиф) Ku, который появляется в обоих замечаниях и может произноситься Кара, — «сам по себе правда».
Слово Будо получено из слов:
Бу — значение «Военное» или «Боевое», и
До — означающий «Дорогу» или «Путь».
Будо, «Боевой Путь», «Путь Воина» является японским термином для искусств, которые используют самооборону как путь самосовершенствования. Слово До происходит от китайского слова Дao и философии Даосизм. Оно означает не путь или метод изучения чего-либо, (как, например, изучения искусства карате), а скорее это — образ жизни посредством достижения мудрости путём обучения. Понятия До и Дзен дополняют друг друга. Дзен добивается самосовершенствования путём пассивных средств, таких как медитация. До — добивается самосовершенствования путём активных действий, таких как физические тренировки. Фактически, практика ката иногда упоминается как ДоДзен, или «Медитация в движении». То, что достигается путём Будо — это намного больше, чем просто техника и применение боевого искусства, это преобразовывает взгляды на жизнь.
Слово Додзё, или тренировочный зал, буквально означает «Место для Пути», и это, также, название места, используемого для медитаций в храме Буддистов. карате Додзё — не просто спортивный зал, даже при том, что тренировка требует больших усилий. Это священное место изучения, и, поэтому, к нему относятся с уважением. каратека (практикующий карате, ка — человек) кланяется к земле перед входом или выходом из Додзё. Обувь не разрешена в Додзё не только для того, чтобы держать Додзё чистым, но и для того, чтобы оставить «внешний мир» по ту сторону дверей.
Существует особый этикет Додзё. Мокусо (Mokuso, медитация) иногда проводится перед обучением, чтобы очистить разум и уйти от «внешнего мира», а после обучения — чтобы снова возвратиться в него.
Униформа всех занимающихся карате называется Доги (или Ги — для краткости), что буквально означает «Одежда для Пути». Точно так же, как Додзё — это не просто спортивный зал, Доги — это не просто одежда для тренировок. Это то, что каратека носит на своём пути к самосовершенствованию. Оно всегда должно находиться в чистом и исправном состоянии. Ояма говорил, что носить зашитый или залатанный Доги это не позор — позор это носить грязный или рваный Доги. Однако ни в коем случае нельзя стирать пояс. Со временем он изнашивается, покрывается пятнами пота и крови от тяжёлых тренировок. Старый, изношенный, покрытый пятнами крови и пота пояс отражает уникальный опыт полученный каратекой во время обучения, поэтому он не должен быть смыт.
Мас Ояма полностью понял природу Кёкусинкай карате как Будо карате — путь к самосовершенствованию через практику военного искусства:
«карате — наиболее Дзен-подобное из всех Боевых Искусств. Оно отказалось от меча. То есть, это превзошло идею о победе и поражении, для того, чтобы идти по своему пути, думая о других людях и живя ради них, подобно жизни Бога. Его значения, поэтому, достигают глубочайших уровней человеческой мысли. В течение долгого времени я подчёркивал, что карате — это и есть Будо, и если Будо отделить от карате, то останется не больше чем спортивное карате, карате для показа или даже мода карате — спорт, идея которого — просто быть фешенебельным. карате, которое отвергло Будо, не имеет никакой основы. Это ничто кроме как варварский метод борьбы или способствующий инструмент для собственной выгоды. Независимо от того, насколько популярным это становится — это бессмысленно.»
Философия Будо очевидна из названия, которое Мас Ояма выбрал для его стиля карате, Кёкусинкай, что означает «Союз абсолютной истины». Это также отражено в Додзё Кун, в Одиннадцати Заповедях Мас Оямы, и в Духе Осу.