Гитин Фунакоши:

«Вы должны осознавать, что все – а их более двадцати – ката, в сущности, производные от нескольких. И если вы мастерски овладели одним из них, то очень скоро в совершенстве освоите и другие. Даже не прилагая особых усилий. Достаточно внимательно наблюдать, как их выполняют ваши соперники или наставники. И под руководством толкового тренера повторять движения и позиции.
Сейчас я расскажу одну старую историю. Может тогда станет яснее, что я имею в виду. Жил когда-то знаменитый актер, чтец старинных баллад и легенд. В юности у него был очень строгий педагог. День за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем, да что там, год за годом(!) учитель заставлял парня читать один и тот же отрывок из «Тайкоки» («История Тойотоми Гидеоши»), не позволяя продвинуться ни на строку дальше. В конце концов, парня охватило отчаяние. А речь идет (если я ничего не путаю) о великом мастере Кошидзи. Он уверял сам себя в том, что выбрал не ту профессию. И однажды ночью удрал из дома своего наставника, отправился в столицу сегунов Идо в поисках другого способа заработать на жизнь, желая «сжечь за собой мосты». В пути он решил заночевать в одной из гостиниц префектуры Сизуока. В ней же, как раз в тот вечер – вот он, перст судьбы – проходил конкурс чтецов. Кошидзи подумал, что терять ему нечего, а время убить надо, принял участие в конкурсе и прочел, конечно же, тот самый отрывок из шрайкоки». Когда он закончил, организатор вечера чтецов, не сдерживая восхищения, воскликнул: «Это потрясающе! Скажите, кто вы? Сомнений нет: вы – величайший мастер. Но ваше имя?» Молодой Кошидзи был совершенно сбит с толку неожиданным восторгом слушателей. Он смутился и признался, что никакой он не мастер, а лишь новичок, да и то неудачник. Тут его собеседник совсем опешил: «В это невозможно поверить! Вы выступили, как большой актер. Не каждая знаменитость сумеет прочесть так, как вы. У кого вы учились?»
И тут Кошидзи прорвало, он рассказал все: как мучил его учитель, как он не выдержал и убежал из дома. «Какую глупость вы совершили!» – Ужаснулся организатор. – «Как раз его требовательность и сделала вас мастером. Вы проучились у него всего несколько лет, и этого хватило, чтобы превратить вас в большого артиста. Хотите добрый совет? Возвращайтесь назад, просите прощения у своего учителя, умоляйте его не отказываться от вас и продолжить занятия.»
К счастью, Кошидзи не был упрямцем. Он сделал так, как ему советовали и стал великим актером своего времени.
Я рассказал эту историю не для того, чтобы вдохновить начинающих актеров. И даже не для того, чтобы лишний раз поучать молодых каратистов. Это просто жизненный урок, не придуманный: все события этой истории происходили на самом деле. Может, кому-то она пригодится, а может, и нет».

Кейго Абэ, шэф-инструктор JSKA. (Отрывок из интервью).

Абэ: Ката были первоначально разработаны для Будо. Ката были библиотекой методов, чтобы выводить из строя и даже убивать противников. Помните, происхождение многих Ката и методов было Китайским, а Китай был вовлечен в многие войны. Эти методы борьбы в конечном счете нашли путь к Окинаве, и Окинава была вовлечена в войны. Помните, всё решали руки и ноги, так как не было современного оружия. Бой был лицом к лицу. Они боролись за свои жизни среди мертвых тел друзей. Там кипела кровь и убивали всех вокруг них. Это развивало умственный центр в воине, который является неописуемым и, возможно, недосягаемым, если Вы не были в той ужасающей действительности, чтобы находиться, лицом к лицу с врагом на войне. Методы, найденные в Ката прибыли от фактического опыта поля битвы при убийстве, и умение быстро убивать было необходимо . Но война сегодня не та, что война прошлого. И мы - не воины поля битвы, кто убивает ежедневно на любом основании. Фунакоши Сэнсэй изменил Каратэ-дзюцу на Каратэ-до (Философский Путь Жизни в противоположность голой технике боя). Фунакоши Сэнсэй изменил Ката, чтобы лучше физически подготовить и более сосредоточить внимание на динамике движений и красоте их исполнения. Это позволяет студенту сосредотачиваться на нанесении поражения более опасному современному противнику. Этот переход от "Дзюцу" к "До" был также необходим, чтобы Министерство Просвещения Японии, позволило преподавать Каратэ-до в школах, как искусство. Это позволило миллионам студентам по всему миру изучать Каратэ-до. Так в переходе Каратэ от "Дзюцу" к "До", что-то было потеряно, но что-то намного большее было получено. Будо - все еще в нашем Ката так или иначе. Если Вы обучаетесь серьёзно и глубоко, Вы найдете, что большинство первоначальных принципов и методов все еще действуют и хорошо применимы. Они только выглядят различными.

Касал: Имеются ли философские уроки, преподаваемые и представленные физическими методами из Ката?

Абэ: Да. Углублённое изучение Ката связано с пониманием действий противников. Вы должны также понять отношения между Кихон, Ката и Кумитэ. Развитый ум и хорошее воображение помогут ученику понять истинный смысл Ката. Серьёзно изучая Ката вы научитесь понимать движения и мысли других людей. Всё это произойдёт не скоро после многолетней серьёзной работы, но в результате Вы многое приобретёте.

Мастер Канадзава

Место и значение ката в практике каратэ-до.

“В настоящее время каратэ становится настолько популярным, что можно без преувеличения сказать: нет такой страны в мире, где бы оно не практиковалось. С одной стороны, оно привлекает своей современной спортивной направленностью, а с другой - традиционными боевыми аспектами, как искусство. Гармоничное сочетание и того, и другого привлекает и молодых, и пожилых, мужчин и женщин к занятиям каратэ в соответствии с личными наклонностями.

Я много преподавал за рубежом, и более 38 стран в настоящее время являются членами SKI, и это соображение заставило меня написать книгу по ката.

Ката представляют собой наследие, оставленное мастерами прошлого. Они создали приемы, проделывая огромную работу, проходя через личные схватки, духовный и эмоциональный опыт. Следовательно, помимо боевых приемов, используемых в реальной схватке, ката представляют собой и форму тренинга тела, что может быть использовано в качестве метода физического воспитания и реабилитации, и философию.

Бой с воображаемым противником в ката - это личный поиск, и только в таком смысле ментальный тренинг в боевых искусствах представляет ценность.

Каллиграф создает произведение искусства тушью на бумаге, а последователь воинских искусств выражает свою личность в исполнении приемов. Выполняя ката, оставайтесь спокойным, сохраняя незамутненность разума. Мы должны постоянно сосредоточивать и удерживать “ки” до самого последнего движения. Мы в равной степени должны координировать разум и мощь тела в каждом движении в соответствии с правильным дыханием.

Одно выполнение ката из трех подряд проводится без всякого напряжения, с тем, чтобы изучать, как правильно следует напрягать и расслаблять нужные мышечные группы. Концентрировать “ки” необходимо пониже пупка, в месте, где энергия наиболее эффективно поможет телу расслабиться, а разуму сохраниться чистым, и таким образом, каждый прием, выполняемый рукой или ногой, наполняется жизненной силой. Я предпочитаю именно такую форму тренинга, когда выполняю ката.

Мы должны отрабатывать большое количество базовых приемов в ката Сетокан и всегда применять их в соответствии с собственным техническим уровнем. Это важнейший момент в понимании ката. Я предлагаю читателям следовать этому.”

Кэнва Мабуни, основатель школы Сито-рю.

"Самое важное в каратэ - это ката. В них собраны все приемы нападения и защиты. Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно.

Хотя некоторые, вероятно, считают, что можно игнорировать ката и практиковать только спарринг, такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ. Дело в том, что удары и блоки, техника нападения и защиты имеют тысячи вариаций, и в схватке все опробовать невозможно...

Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут "твоими". Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познаний и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек не выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания, они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.

Второе, что следует выделить особо, - это правильность тренинга. Если методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки, в конце концов, приведут к поражению. Однако, хотя ката можно назвать самой важной частью занятий каратэ, не стоит также пренебрегать спаррингом и тестами на пробивание твердых предметов. Путь к настоящему каратэ - избегать праздности и заниматься упорно, с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие тренировки - другую половину".

Эгами Сигэру, основатель стиля Сётокай.

"Можно рассматривать ката как единение приемов нападения и защиты, но ката больше, чем только это. Ученик должен стараться познать дух мастера, создавшего данную ката, так как у ката есть собственная жизнь, и требуется пять-шесть лет, чтобы ею овладеть... Лучше всего начинать с изучения простой ката, такой как Тайкёку, в составе группы, и чтобы кто-нибудь подавал команды. Нужно повторять ката десять, двадцать, пятьдесят, сто раз без перерыва. Вы не сможете сильно использовать свою голову, но не надо на это и надеяться. При этом вы должны упорно тренироваться, не заботясь о том, послушно вам тело или нет. Просто тренируйтесь напряженно - и все.
И что же произойдет? Что касается молодых людей, наделенных большой силой и энергией, то после десяти-двадцати повторений ката таким способом они будут истощены, так как существует предел. Продолжая тренировку, они устанут еще больше, до такой степени, что не смогут стоять, станут задыхаться, а взор у них затуманится. Но они не должны прекращать тренировку. Продолжая выполнять ката в этом состоянии, они станут подобны автоматам и не смогут вкладывать в свои движения никакую силу. Попросту говоря, они не будут знать, что делают.
На этой стадии они заметят, что их движения стали мягкими и естественными. Разум стал бесполезен, а все движения теперь контролирует само тело.
Но даже тогда, если они услышат команду, будут реагировать на нее каким-то образом, хотя не обязательно на физическом уровне. В то же самое время они смогут постичь связь между ними и человеком, подающим команды, и связь между разумом и телом.
Движения тела и поток ощущений поначалу будут казаться очень странными, но потом исполнители успокоятся и, в конце концов, придут в состояние полного спокойствия и концентрации. Дыхание станет ровным, несмотря на энергичность движений.
Конечно, не новичок сможет выполнить это. Только после долгой практики ученик постепенно подойдет к такому состоянию. Только когда его тело будет отменно натренировано, он сможет дойти до такого уровня.
Не ограничивайте использование своей силы лишь низшим уровнем. Я думаю, что никто точно не знает свою физическую силу и способности. Вы будете думать, что не сможете продолжать, но, в конце концов, поймете неисчерпаемость энергии тела и разума. Вы должны бросать вызов этой энергии до тех пор, пока в самом деле не упадете наземь.
Во время тренировки такого типа все движения должны быть очень быстрыми, например, нужно выполнить ката Тайкёку за пять секунд. Но есть и другой вариант тренировки, который я бы порекомендовал.Попробуйте выполнить ката Тайкёку за три с половиной или пятнадцать минут, не прекращая движения. Это окажется более трудным, чем выполнить ката быстро.
Естественно заняться теперь критикой. Действительно, ведь речь идет о человеке. Но все, что нужно помнить, так это то, что вы бросаете вызов неизвестному миру, миру тренировки, для которой ваш сегодняшний уровень знаний недостаточен. Вы должны тренироваться до тех пор, пока ваше тело само все не поймет. Это и есть настоящая тренировка...
Не нужно думать о практике ката, будто это схватка с врагом. Нужно бросать вызов пределам собственной силы".